Зинаида Серебрякова

Упс...
Событие закончилось

Лекарство от меланхолии: в Инженерном корпусе открывается выставка Зинаиды Серебряковой. Ее работы, кроме поздних, излучают счастье, в котором жила художница до эмиграции в Париж. Это наиболее полный за прошедшие 30 лет показ её произведений - выставка включает ранние произведения, портреты, крестьянский цикл, наброски балерин, пейзажи, эскизы росписей Казанского вокзала в Москве, работы парижского периода, бельгийские панно, а также марокканскую серию.

Подробнее

Третьяковская галерея открывает важнейший проект сезона — ретроспективу работ Зинаиды Серебряковой, одной из первых и самых любимых публикой в России профессиональных женщин-художников.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884–1967), представительница прославленной творческой династии Бенуа — Лансере, художник русского зарубежья, принадлежала к плеяде мирискусников "второй волны". С тех пор как в 1910 году полотно "За туалетом. Автопортрет" (1909) было приобретено Советом Третьяковской галереи на VII выставке Союза русских художников и вошло в экспозицию музея, стала расти известность Серебряковой на Родине. В своем творчестве, стилистически близком неоакадемическому направлению, она создала наиболее обаятельные в русском искусстве женские и детские образы.

Структура выставки, построенной в формате кураторского исследования, включает несколько разделов: ранние произведения, портреты, крестьянский цикл, натурные наброски балерин, пейзажи, эскизы росписей Казанского вокзала в Москве, работы парижского периода, бельгийские панно, а также марокканская серия. Акцент в экспозиции сделан на самом плодотворном — русском периоде творчества Серебряковой, когда были созданы важнейшие, знаковые произведения мастера. Все наиболее известные работы русского периода собраны на третьем этаже Инженерного корпуса, на втором — произведения, выполненные в эмиграции – во Франции, Италии, Бельгии и Марокко.

 Самые ранние, почти детские работы Серебряковой позволяют проследить формирование и развитие ее таланта. Молодая художница изображает уютные сцены домашней жизни, учебные классы, сельские мотивы, а также увиденное во время заграничных поездок. В эти же годы появились первые автопортреты, отражающие сложную гамму чувств взрослеющей девушки. В картине "За туалетом. Автопортрет" Серебрякова представляет себя в отражении в зеркале, что привносит оттенок интимности и одновременно создает отстраненность.

Портреты близких родственников и друзей передают атмосферу дома Серебряковых и теплоту домашней обстановки. Наброски маленьких детей в Нескучном и изображения подрастающих детей в доме Бенуа в Петрограде отличаются легкостью, точностью, но и глубиной содержания. На картине "За завтраком" 1914 года изображены дети Серебряковой – Евгений, Александр и Татьяна. Групповой портрет представлен как жанровая сцена, в которой большую роль играет натюрморт.

Крестьянская тема представлена портретными зарисовками, этюдами и законченными картинами: "Жатва" и "Беление холста" (1917). Торжественная величавость и спокойная созерцательность героинь привносит в простой трудовой процесс оттенок ритуального действа, картина превращается в эпическое повествование.

Серия портретов балерин, исполненных маслом, темперой и акварелью, представляет собой наброски с юных танцовщиц и раскрывает закулисный мир гримерных Мариинского театра.

Открытием для публики станет пейзажный цикл Серебряковой. Она обладала даром тонко чувствовать и с присущей ей изысканностью передавать в работах самую суть природы. Среди произведений русского периода представлены пейзажи родового имения Нескучное, написанные преимущественно темперой; их отличает картинная законченность и эпическое звучание. Эту серию дополняют натурные наблюдения Крыма и Царского Села.

В специальный раздел выделены эскизы монументальных росписей к Казанскому вокзалу в Москве — первый опыт работы Серебряковой в коллективном монументальном проекте. Ею были сделаны композиции, символизирующие страны Востока — Турцию, Индию, Сиам и Японию. Каждую из стран она представила в виде обнаженной девушки с характерными этническими чертами лица и атрибутами. Фигуры в сложных ракурсных поворотах заключены в восьмиугольные рамы. Эскизы не были реализованы из-за начавшихся революционных событий.

Выставка раскрывает новые грани парижского периода Зинаиды Серебряковой. Портреты и пейзажи, привезенные на выставку из французских коллекций, впервые демонстрируются российскому зрителю. Более половины жизни, начиная с 1924 года, З.Е.Серебрякова жила во Франции. В первое время круг портретируемых лиц составляли по преимуществу русские, находящиеся в эмиграции, а также ее знакомые по петербургской жизни. Экспонируются пейзажи, созданные во французской Ривьере, в Провансе, Бретани, а также в Швейцарии и Италии.

Впервые московскому зрителю представлены декоративные панно, выполненные для бельгийской виллы барона Ж.-А. де Броуэра. Этот заказ стал первым и единственным в биографии Серебряковой реализованным проектом в оформлении интерьеров. Убранство зала строилось на сочетании горизонтальных и вертикальных панно с аллегорическими фигурами девушек, а также двух десюдепортов с изображением географических карт. Панно, считавшиеся утраченными во время Второй мировой войны, сохранились и в 2007 году были впервые показаны в России.

Две поездки в Марокко в 1928 и 1932 годах стали важнейшими в судьбе Серебряковой и открыли ей новые возможности для творчества. В серии марокканских этюдов Серебрякова развивала мастерство быстрого письма, избегая ненужной экзотики и этнографических подробностей

  • Условия
  • Почему
  • Где проходит
  • Программа

Бесплатно с PASSCITY

Зинаида Серебрякова

Уникальная выставка одной из первых русских профессиональных женщин-художниц 

Третьяковская галерея

г. Москва, метро Третьяковская, Новокузнецкая, Лаврушинский переулок, 10

На карте +7 (495) 951-13-62 web-сайт

Зинаида Серебрякова

Работы расположены на 2 этажах Инженерного корпуса Третьяковской галереи

Узнайте мнение друзей об этом событии.

Кто из них уже посещал его?

Посмотрите полную афишу с 3374 событиями в 290 городах

Посмотрите полный список из 1757 интересных мест в 290 городах